«ОАО «ВНИИ НП» - автор современных технологий переработки нефти»
Нефтеперерабатывающая промышленность России должна в ближайшие годы решить две сложные задачи:
- существенно углубить переработку нефти за счет развития новых деструктивных процессов переработки вакуумных дистиллятов и нефтяных остатков (с достижением глубины переработки к 2020г. - 85%);
- улучшить экологические и эксплуатационные характеристики моторных топлив за счет широкого освоения процессов, позволяющих организовать производство высокооктановых «экологически чистых» компонентов автобензинов, а также облагораживания средних нефтяных дистиллятов, в том числе полученных деструктивными процессами переработки остатков с выработкой глубоко очищенного дизельного топлива; последнее должно обеспечить переход на производство всех видов моторных топлив по стандарту Евро-4 с 2015 г. и Евро-5 с 2016 г.
Решение указанных задач возможно лишь на базе коренной модернизации отечественных НПЗ (строительство новых, современных установок, реконструкция действующих установок по переработке нефти).
Важнейшую роль, как в углублении переработки нефти, так и в производстве моторных топлив современного уровня качества должны играть гидрогенизационные процессы: гидроочистка светлых дистиллятов, гидрокрекинг вакуумных дистиллятов, гидрогенизационная переработка нефтяных остатков.
В материале представлены результаты промышленной реализации некоторых разработок ОАО «ВНИИ НП».
1. Совместная гидроочистка бензина термического крекинга и коксования с прямогонным дизельным топливом.
Процесс позволяет снизить содержание серы в бензине термического крекинга от 0,55% масс, до 5-10 ррт ( по двухступенчатой технологии). Одновременно понижается йодное число - до полного отсутствия непредельных углеводородов. Полученная бензиновая фракция является качественным сырьём процесса каталитического риформинга. Облагороженное дизельное топливо требует дополнительной гидроочистки для доведения содержания серы до уровня менее 10 ррт.
2. «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллягов.
Процесс позволяет получить из сернистого вакуумного дистиллята 34-40% масс, дизельного дистиллята, а так же облагороженное сырьё для процесса каталитического крекинга или производства масел. «Мягкий» гидрокрекинг осуществлён на промышленной установке при давлении 5,6 МПа, температуре 380-400°С, объемной скорости подачи сырья 0,55-0,61 час-1 с получением дизельного дистиллята, содержащего менее 0,05% масс. серы. Использована двухступенчатая технология: гидроочистка сырья (I ступень) и собственно гидрокрекинг (II ступень). Полученный дизельный дистиллят требует дополнительной очистки для достижения остаточного содержания серы - менее 10 ррш.
3. Каталитическая депарафинизация дизельных дистиллятов.
Процесс позволяет существенно понизить предельную температуру фильтруемости дизельных дистиллятов и тем самым обеспечить производство топлив, пригодных для использования в условиях холодного и арктического климата.
Каталитическая депарафинизация осуществлена на промышленной установке при давлении 3,6-3,8 МПа, температуре 325-350°С, объёмной скорости подачи сырья 0,77-1,20 час-1. Использована двухступенчатая схема: сначала - каталитическая депарафинизация (I ступень), затем - гидроочистка (II ступень). Предложенная технология обеспечивает снижение содержания серы в дизельном дистилляте до уровня менее 10 ррm.
4. Гидрирование нефтяных дистиллятов под высоким давлением водорода. Процесс позволяет из сернистых ароматизированных газойлей каталитического крекинга и замедленного коксования получить дизельное топливо, отвечающее современным требованиям.
Гидрирование осуществлено при давлении 28 МПа, температуре 380-400°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 час-1. В зависимости от требований к исходному сырью, производят дизельное топливо для холодного или умеренного климата с остаточным содержанием серы менее 10 ррm. Таким образом, технологии, разработанные ОАО «ВНИИ НП» по своему техническому уровню не уступают лучшим зарубежным аналогам. Освоение этих разработок на НПЗ России позволят поднять отечественную нефтепереработку на новый качественный уровень.