«Создание условий для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих на основе социального партнерства Ресурсный центр – предприятие»

В настоящее время тезис от качества условий к качеству результата очень актуален для инженерно-педагогического коллектива ГАПОУ ТНН.


В 2014 году Техникуму присвоен статус Ресурсного центра. В ГАПОУ ТНН обучается более 1200 человек. Основными заказчиками на подготовку специалистов являются АО «ТАНЕКО», ПАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», с которыми заключены договора о взаимном сотрудничестве, на подготовку кадров, на прохождение производственной практики. Обучение ведется по 8 рабочим профессиям, 2 специальностям, 34 образовательным программам дополнительного профессионального образования – подготовка, переподготовка, повышение квалификациии. Иновационность взаимодействия ГАПОУ ТНН как ресурсного центра и социальных партнеров определяется тем, что образовательные процессы впервые анализируются и проводятся в условиях государственно-частного партнерства с участием совершенно новых организаций различных форм собственности. С одной стороны, Сетевой ресурсный центр подготовки кадров для предприятий нефтехимической промышленности, на базе образовательного учреждения, является средством реализации государственной политики, и, с другой стороны, Сетевой ресурсный центр выступает как средство реализации корпоративно-отраслевых интересов партнерской сети предприятий нефтехимического производства.

Здесь целесообразно подойти к новому формату взаимодействия – от рамочного договора к составлению дорожной карты совместных действий. Предложение: расширить сетевое взаимодействие техникума, в частности создать единую электронную платформу «Сетевое взаимодействие ссузов, градообразующих предприятий» для совместного наполнения либо обмена учебными курсами, образовательными технологиями, полными циклами учебно-методического сопровождения курсов, профессиональных модулей, практических занятий с возможностью совместного использования в режиме закрытого персонифицированного авторизованного доступа. Следующим шагом для развития Ресурсного центра должна стать организация учебного процесса, которая может осуществляться в разных формах, например, посредством совместных образовательных программ, включенного обучения, стажировок.

Самым главным являются подходы к обучению как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны работодателя. Учебные планы и программы по профессиональной подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих, дополнительному профобразованию и повышению квалификации в РЦ адаптированы к конкретным производствам, а при обучении студентов учитывается не только отечественный, но и зарубежный опыт. Согласно Республиканской программе «Килэчэк» на оснащение материально-технической базы Ресурсного центра было выделено 29,6 млн. рублей, что позволило привести ресурсную базу в соответствие с требованиями опережающего производства. В стороне не остались и наши работодатели - ОАО ТАНЕКО субсидировало 6 250 тыс. рублей на совершенствование материально-технической базы ГАПОУ ТНН.

Результатом взаимодействия Ресурсного центра с предприятиями является: пересмотр содержания обучения с учетом новых производственных и информационно-коммуникационных технологий (в вариативную часть программ – по предложению работодателей включены дисциплины «Сосуды, работающие под давлением», «Трубопроводы пара и горячей воды», « Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»); работает мини-операторная с 3-Д тренажерами на 90% повторяющая технологический процесс производства; корректировка рабочих учебных планов и программ с учетом требований заказчиков кадров - в настоящее время совершенствуется дуальная подготовка по направлениям – аппаратчик – оператор производства неорганических веществ, машинист технологических насосов и компрессоров. Знания студент получает в образовательной организации, а навыки и компетенции на том предприятии, где планирует работать в будущем. По данным направлениям подготовки обучаются 75 человек. В настоящее время развитие дуального образования идет достаточно поступательно, но необходимо понимать, что дуальное обучение – это и решение вопросов разделения полномочий между техникумом и предприятием, и ответственности через финансовые механизмы. Мы живем по закону и по стандартам, предприятие по правилам холдинга и курса доллара; и не всегда специалисты на рабочих местах , умеющие проводить занятия со студентами не всегда имеют возможность их проводить, так как графики посещений студентами предприятия не всегда совпадают с графиками работы наставников. Сдача на допуск – одна из основных острых проблем, стоящая перед коллективами техникума и предприятия. Ее решение открыло бы возможность для повышения качества обучения, ориентации на профессию и сокращения периода последующей адаптации выпускника - будущего сотрудника к месту работы. Необходимо стимулировать градообразующие предприятия к активному участию в развитии дуального обучения с учетом налоговых преференций, а также ориентировать подрастающее поколение юных Нижнекамцев на выбор профессий, востребованных реальным сектором экономики - осуществление преподавания спецкурсов самими работодателями - в настоящее время спецдисциплины и профессиональные модули преподаются специалистами: мастерами и работниками ИТР АО "ТАНЕКО", ПАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "ТАИФ-НК" (17 специалистов); внесение изменений в профессиональные квалификационные характеристики; разработка дополнительных требований к выпускникам; предоставление обучающимся возможности прохождения различных этапов практики на предприятиях; закрепление за учебными группами и практикантами опытных наставников; привлечение работодателей к работе при промежуточной, текущей аттестации, в государственной аттестационной комиссии и трудоустройству выпускников.

Предприятия вкладывают средства в оборудование учебно-производственных мастерских техникума, приобретение необходимого сырья и материалов для учебной практики, укрепление материально-технической и учебно-методической базы, осуществляют стажировку инженерно-педагогических работников в своих цехах, учреждают именные стипендии обучающимся.

Отрадно, что монопольная система, в которой заказчик, исполнитель и контролер, представленные в одном лице - лице государства – уходит в прошлое; а формат работы «заказчик–подрядчик» набирает силу: заказчик-работодатель формулирует количественный и качественный заказ на кадры, подрядчик (Министерство образования и науки РТ, ГАПОУ ТНН) готовит кадры по сформированному заказу в соответствии с требованиями реального сектора экономики.

Презентация к докладу Т.А.Куприяновой
pptx, 8.97 Мб