«Сетевое взаимодействие предприятий и вузов»

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) на сегодняшний день является основой экономики государства, обеспечивая как текущую жизнедеятельность и развитие страны, так и значительную часть поступлений в бюджет России.

В условиях интенсивного развития нефтегазовой отрасли требуются высококвалифицированные кадры способные применять научные знания на производстве, участвовать в реализации инвестиционных проектов нефтегазового комплекса.

Мониторинг кадрового потенциала инновационно-развивающихся промышленных предприятий показал не соответствие профессиональной подготовки выпускников вузов требованиям современных производств. Выявились противоречия между оценкой квалификации выпускников самими образовательными учреждениями и оценкой работодателей.

Поэтому на высшую школу возлагается повышенная ответственность перед студентами - вузы должны оказывать реальную помощь в получении современных знаний и их практической реализации.

Рост эффективности экономики страны напрямую связан с необходимостью успешного развития отечественной высшей школы.

Приобретенные выпускником в вузе знания и навыки должны удовлетворять требованиям современной экономики. Для установления такого соответствия разрабатываются профессиональные стандарты, определяющие требования к уровню подготовки специалиста. Чтобы быть востребованным на производстве выпускник вуза должен им соответствовать.

В настоящее время возросли требования работодателей к работникам. Знание английского языка, способность к самоорганизации, ответственность, коммуникабельность и т.п. становятся объективным требованием при приеме на работу.

Инновационное развитие ТЭК, высокий уровень инновационности используемых технологий требует совершенствования институциональных механизмов, поиска новых форм и методов взаимодействия в сфере профессиональной подготовки на основе принципа социального партнерства.

В соответствии с этим принципом вуз, как участник интегративного взаимодействия, повышает свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, получает альтернативные источники финансирования своей образовательной и научной деятельности; а предприятия приобретают специалистов, выпущенных учреждениями профессионального образования, с соответствующими практическими и теоретическими знаниями и навыками, развитыми профессиональными качествами, обладающих высокой работоспособностью, позволяющими обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводственные затраты предприятия на переподготовку кадров, повысить конкурентоспособность предприятия.

В числе эффективных форм интеграции науки, образования и производства выступает сетевое взаимодействие вузов между собой и с отраслевыми предприятиями.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Целью интеграции является задействование взаимодополняющего потенциала участников сети, наибольший учет требований работодателей (включая подготовку кадров «под ключ»), подготовка высококвалифицированных выпускников, лучше ориентирующихся в международном сотрудничестве, развитие научно - исследовательской или прикладной составляющей компетенции выпускника.

Сетевая форма направлена на повышение качества образования и позволяет аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности.

Задачами сетевого обучения являются:

- подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;

- повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;

- внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Распространенными сетевыми формами взаимодействия вузов с отраслью являются - целевая контрактная подготовка специалистов, организация филиалов кафедр вузов или базовых кафедр в научной организации (предприятии), организация производственных практик, создание бизнес инкубаторов, технополисов, малых инвестиционных предприятий - корпоративных центров.

Выбор форм и методов взаимодействия конкретного вуза и предприятия зависит от целей, преследуемых предприятиями и вузами; от условий и технологий, на которых основывается производство на предприятиях; от направленности научно-исследовательских разработок вузов; от наличия финансовых ресурсов и др..

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КНИТУ») имеет богатый опыт сетевого взаимодействия при организации инновационного образовательного процесса.

В апреле 2015 года в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в рамках Всероссийского совещания проректоров по учебной и учебно-методической работе технологических университетов, входящих в состав учебно-методического объединения по укрупненной группе направлений подготовки 18.00.00 «Химические технологии» подписано соглашение о взаимодействии в формате реализации сетевых образовательных программ университетов, предложены новые подходы к проектированию основных образовательных программ (ООП):

- ключевым разделом образовательной программы является интегрированная программа практики. При проектировании ООП необходимо учитывать непрерывность и преемственность уровней и содержания образования.

- вариативная часть магистерской программы составляет около 70% и может быть разработана по заказу предприятия.

- специализированная практика и тематика дипломного проектирования, ориентированная на запросы предприятия.

Это позволит работодателям получить из вуза выпускника, у которого сформированы компетенции стандарта применительно к конкретной производственной площадке.

Эффективность в сетевом обучении показывает включение в образовательную программу дисциплин (модулей), которые реализуются с использованием потенциала промышленных предприятий. Под потенциалом здесь понимается не только научно­-технологическая база, но и интеллектуальный вклад ведущих специалистов предприятия в проектирование и реализацию сетевой образовательной программы. Особенно актуален такой вариант для практико-ориентированного бакалавриата, для специалитета, для технологической магистратуры и, возможно, для аспирантуры. Особенностью таких программ является ориентация на производственную и (или) научно-технологическую деятельность, которая наряду с прикладными научно-исследовательскими работами включает также опытно­конструкторские, проектно-изыскательские виды деятельности и предполагает элементы внедренческой деятельности.

Весьма перспективно организовать обучение по программе магистратуры, используя в качестве сетевого партнера R&D центр промышленного предприятия, поскольку в этих структурах формируются перспективные направления развития технологии, новые линейки конкурентоспособной продукции. Именно в R&D центрах есть максимальная потребность в молодых высококвалифицированных специалистах способных к нестандартному мышлению, решению нетипичных творческих задач. В этой обстановке наиболее эффективно проходит подготовка высококвалифицированных специалистов.

Наилучшие условия эффективной интеграции науки, производства и образования обеспечивают отраслевые кластеры. Камский инновационный территориально-производственный кластер входит в состав 25 инновационных кластеров России (утверждены 28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П8-5060). Отраслевая специализация кластера - нефтегазопереработка и нефтехимия, автомобилестроение. На территории кластера функционирует мощный научно-образовательный комплекс который обеспечивает промышленность кластера не только квалифицированными кадрами, но и передовыми инновационными разработками в области химии и нефтехимии, машиностроения.

В состав научно-образовательного комплекса  Камского инновационного территориально-производственного кластера входит ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Подготовка кадров для стратегических партнеров научно-образовательного кластера КНИТУ – один из основных видов деятельности университета и образовательных учреждений кластера.

В ФГБОУ ВПО «КНИТУ» совместно с предприятиями разработаны образовательные программы для каждого уровня подготовки: среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры. В качестве партнеров ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Газпром», «ОАО «Татнефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект», ЗАО «Алабуга пластик», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Казанькомпрессормаш» и др..

Магистратура – это осознанный и мотивированный выбор человека, желающего результативного и эффективного труда, нацеленного на карьерный рост в любой сфере деятельности – и управлении, и организации, и производстве.

Степень магистра предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному направлению и программе. Наряду с научно-исследовательской магистратурой еще в рамках Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нами успешно реализовались инновационные виды магистерской подготовки - проектно-технологическая магистратура, выпускники которой очень востребованы на производстве.

В то же время в КНИТУ реализуются межкафедральные, междисциплинарные магистерские программы, результат освоения которых позволяет получить в два раза больше знаний и навыков – например, химических и социально-экономических, что в несколько раз повышает стартовые возможности такого выпускника на рынке труда.

Динамичное развитие магистратуры в нашем вузе иллюстрирует тот факт, что к 2020 году в магистратуре нашего вуза будет учиться 6500 магистров в рамках 60 направлений и 230 программ подготовки.

Ведущим факультетом подготовки высококвалифицированных кадров в области нефтехимии и нефтепереработки  является факультет нефти и нефтехимии. На факультете реализуется  подготовка специалистов по 3D-проектированию процессов нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии с использованием современных программных продуктов AutoDESK, Integraph Honeywell, CADWorx, UniSim, Aveva PDMS.

Программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлению «Химическая технология», реализуемые на факультете, имеют международную аккредитацию в Европейской Сетевой Ассоциации по Химии (ЕCТNА), функционирующей в составе научно-образовательной комиссии Евросоюза (Бельгия).

Европейская сетевая ассоциация по химии является некоммерческой научной организацией, которая зарегистрирована в Бельгии и функционирует в структуре научно-образовательной комиссии Евросоюза. В ECTNA входят 130 субъектов (национальные химические общества, университеты, отраслевые объединения и т.д.) из тридцати европейских стран, а также Казахстан, Марокко, Турция, Россия.

Деятельность ECTNA осуществляется в рамках Болонского процесса и преимущественно сфокусирована на повышении качества химического образования. Для этого учеными ECTNA разработан целый ряд инструментов, которые способствуют развитию и гармонизации исследований Европейского химического высшего образования в транснациональном контексте.

В октябре 2011 году на базе ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородский научно-исследовательский и проектный  институт по переработке нефти» (г.Нижний Новгород) был организован филиал кафедры Химической технологии переработки нефти и газа для подготовки высокопрофессиональных кадров для работы в Компании не только в России, но и за рубежом.

Учитывая специфику ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект», в рамках работы филиала кафедры проектно-технологическая магистратура обеспечивает подготовку проектировщиков и разработчиков высокотехнологичных наукоемких производств, компетентных в новых технологиях проектирования и способных к оценке инновационного потенциала проекта, разработке нормативной и технической документации по реализации разработанных проектов.

ФГБОУ ВПО «КНИТУ», как один из ведущих образовательных центров России, активно участвует в процессе интернационализации высшего образования.

В рамках решения приоритетных задач международной деятельности ФГБОУ ВПО «КНИТУ» активно сотрудничает с ведущими профильными университетами Европы. Одним из крупных партнеров ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в области химии и химической технологии является Университет им. Аристотеля (г. Салоники, Греция).

В 2012 году заключен Договор о взаимном сотрудничестве ФГБОУ ВПО «КНИТУ» с Университетом им. Аристотеля  в рамках которого осуществляется проект развития практики включенного обучения магистров ФГБОУВПО «КНИТУ» и Университета им. Аристотеля и системы стажировок профессорско-преподавательского состава университетов.

В рамках протокола о намерениях, подписанного в мае 2013 года с ОАО «Газпром»,  в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» создана комплексная лаборатория «Нефтегазовое дело и газохимические технологии производства сырья для полимеров».

В феврале 2015 года состоялось открытие базовой кафедры «Проектирование и технологии глубокой переработки углеводородного сырья» ФГБОУ ВПО «КНИТУ» на базе ОАО «ВНИИ НП».

ВНИИ НП совместно с КНИТУ разработали образовательную программу для магистрантов с целью подготовки передовой заинтересованной молодежи для работы во ВНИИ НП. В составе программы предусмотрены дополнительные лекции и семинары, которые проведут ведущие ученые Института. Практические занятия пройдут в научных лабораториях и испытательном центре.

В мае 2015 года «Татнефть» - одна из крупнейших российских нефтяных компаний совместно с ведущими отраслевыми институтами: ОАО «ВНИИ НП», ГУП «ИНХП» РБ (БашНИИ НП) и ФГБОУ ВПО «КНИТУ» создали центр сетевой горизонтальной кооперации.

Основной целью является повышение конкурентных преимуществ и инновационного развития ОАО «Татнефть», решение отраслевых задач импортозамещения, разработка и внедрение новых эффективных процессов и технологий, перспективных катализаторов, реагентов и подготовка кадров высокой квалификации.

Таким образом сетевое взаимодействие вуза с отраслевыми работодателями в процессе профессиональной подготовки  кадров  обеспечит формирование у молодых специалистов  ориентированность на инновационное обновление в отрасли, высокий уровень профессионализма,  способность прогнозировать изменение производства,   способность разрабатывать, оценивать и внедрять инновации, развивать высокий уровень творческого мышления,  социальной приспособленности.

Презентация к докладу Н.Б.Башкирцевой 6.07 Мб

Тезисы и презентации докладов